Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.


А.С. Пушкин

Галина Щербова 2023-12-30 16:14:35

О сборнике стихов Олега Мраморнова «В РОДНОЙ МЕСТНОСТИ», Москва, 2023 г.

О сборнике стихов Олега Мраморнова «В РОДНОЙ МЕСТНОСТИ», Москва, 2023 г.


Разделы


I МИНУВШИЕ ДНИ


II В ОДИНОЧЕСТВЕ


III НА ВОЗВРАТНОМ ПУТИ


 


А не слишком ли географическое название? Слово «местность», оно как бы из научной или административной реальности. Может, «В РОДНЫХ МЕСТАХ»? Хотя, полагаю, Вы уже думали об этом и Ваш выбор не случаен.


В целом очень грустная книга. Фактически, одна тема: печаль об ушедшем, о близких, некогда процветающей деревне, тающей памяти о прошлых казацких победах, оплакивание.


Что было бы ценно для книги вообще, одно условие: кроме сожалений об ушедшем, радоваться, что это было, что в жизни состоялось. Горе, что брат умер, но то, что брат был, и Вы с ним прожили в дружбе и взаимопонимании большую хорошую жизнь, – счастье. Я думаю, даже минимально поменяв акцент на признание того, что то, что некогда было, приносило радость и сегодня является Вашим человеческим достоянием, основой Вашей жизни, Вы создадите стихи совершенно другого, жизнеутверждающего оттенка.


Поэтому особенно ценны для меня в книге моменты позитивные, как ветка посаженной отцом яблони, которая щедро плодоносит вопреки всем утратам, даёт проблеск надежды. Или стихотворение о стрижах: «…чтоб вместе с вами я, стряхнув налёт недужный, / почувствовал восторг от жизни на лету».


Мне верлибры показались естественнее рифмованных стихов, может оттого, что свободнее течёт речь. Отношение к рифмованным стихам и требования к ним мне внушил Борис Николаевич, и я не могу, да и не хочу избавиться от них, в т.ч.: стремиться к максимально точной рифме, избегать глагольных рифм. Но это мои личные критерии, которых придерживаюсь. А Вы нередко держитесь другой позиции, другого поэтического лагеря. Однако нечёткость мешает мне полюбить стихотворение. Мне всегда чудится здесь не авторская позиция, а недоработка. А в верлибрах, где изложение ничем не обременено, такое препятствие отсутствует.


Очень хороший верлибр о пруте краснотала для удочки, там же портрет отца, трогательная характеристика матери, как всё хранила, и можно сегодня найти сбережённые ею, дорогие памятные с детства предметы. Честно говоря, такие вещественные знаки окончательно ушедших времён – душераздирающее обстоятельство, я тоже храню в доме и не могу расстаться с некоторыми предметами из ранних лет, и отношение к ним неоднозначно.


Мне очень нравится, что Вы используете характерные для местности слова, точные названия растений и трав, стихи сразу встают на реальную почву. К примеру, хворóст на Дону – для меня новое слово, хотя по смыслу, это ведь завал веток и стволов, принесённых половодьем? В применении специфических слов и выражений – полноценный отклик на общую направленность книги о дорогих местах.


Навскидку запомнились: «В сухой траве посвистывает ветер…», «Цела та лощина, где вместе…», «Дед Василий сетку свяжет…» – домашняя сценка, но с большим горизонтом, «Небо смотрится в струйные воды…» и хороши строки «Словно раненый зверь обессилев, / приподнял свои веки январь…», «Выпало мне хоронить родного брата…» – сложился контраст между громадным грустным событием и мелочами текущей жизни, что сходится в словах «еду с кладбища на велосипеде», да и в прочих чертах длящегося вплотную дня. Доверчивая таинственность: «Он близко, невидимый мир», и неожиданное наблюдение: «Трава забвения густа и многолика». Сильное «Я буду донником, я буду девясилом…» со строками:


Пусть как трава я мок под пучеглазым ливнем,


но в отблесках огней, в сверканье грозных туч,


в стихии побывав былинкою бессильной,


я видел со степи, что Бог, как встарь, могуч.


С хорошим, неприметно ироничным оттенком стихотворение «Татарники вдоль дороги…», здесь как раз момент балансирования на контрасте, самооценка, самоэкзаменовка: куда склониться, что принять в каждом случае – успех или провал?


Хорошее повествовательно-назидательное «Мне встретился монах…», хоть я избегаю назидательной ноты в итоговых строках, и пристрастно отношусь к ней в стихах других поэтов, но тут она на месте, особенно примиряет последняя строка, вернулся «растить цветы, лелеять огород», короче, вернулся на землю из своих печальных возвышенных абстракций.


В общем, о стихах книги можно говорить, много есть хорошего, в целом я высказалась. Учитывая, что чтение было быстролётным, и домашние обстоятельства мне сильно препятствовали, могла и пропустить что-то достойное, или не отразить здесь. Но спасибо Вам за доверие, что дали познакомиться с будущей книгой, в которой столько для Вас дорогого и сокровенного, и любое постороннее прикосновение может причинить боль.

Назад