У писателя только и есть один учитель: сами читатели.


Гоголь Николай Васильевич (1802-1852), русский писатель

Галина Щербова 2023-12-30 16:31:13

О стихах Виктора Кирюшина из книги "НАШИМ", стихотворения; Москва, 2023.

Стихи на военную тему трудно оценивать. А писать по требованию времени, необычайно сложно, и я удивлена, как Вы достойно с этой задачей справились.


Тон военных стихов спокойный, не пафосный, в чём их огромное преимущество на фоне лавины лозунгов. По мере чтения становится понятно, что военные стихи являются естественным продолжением стихов довоенных, расположенных за ними, – та же уравновешенность, несуетливость, вдумчивая созерцательность.


Примечателен авторский приём закольцовывания темы повторением первой фразы или какой-либо из начальных. Я насчитала с полтора десятка таких стихотворений. В сочетании с преобладающей темой природы, с реками и грибами, песенность представляется закономерной, традиционно русской.


«Под Луганском», прополка-осколки, рифма неожиданная, а здесь единственно возможная, и через неё военное время говорит само за себя.


«Пристрелянная лесополоса…», в первых двух частях всё ёмко сказано, и третья часть как бы уже дублирует вторую.


«Боец», две последние строки – это честно.


«Разговор», детские рисунки как иконы. Можно даже не «Разговор», а «Иконы».


«Позывные», тема позывных неисчерпаемая, может иметь продолжения.


«Эсэмэска», а я слышала, что в боевых действиях телефонные сигналы пеленгуют, и это опасно.


«Герань», Вы читали его на Словенском поле в 2022 году и, кажется, в этом, я ещё с тех пор запомнила, хорошее прозрачное стихотворение.


«Звёзд ледяных над городом кочевье…», замечательно, короткий и эмоционально сильный сюжет.


«Так это в памяти осталось…», тут платье в горошек создаёт всю декорацию. И последние строки очень хороши.


«Оттепель», строка «встречи на миг – остальное разлука».


«Сечёт по стёклам тёмная вода…», – а настроение получается светлое.


«В гостях», а, по-моему, лучше так и назвать «Вышитая скатерть».


«Осеннее окно» – лирическая песня.


«Всё это длилось только миг…», образно «летящее прикосновенье», всё целиком – лёгкая пространственная конструкция.


«Вслед за омутом – мели…», удивительно искажается масштаб: солнце за куст, не за лес, не за гору, а вот за этот куст, как заяц. Производит впечатление.


«Давно забытая отрада…», – всё целиком верно, а последние две строки прекрасные.


«Соловей», – содержание и форма.


«Всё в душе отзовётся…», неожиданно: тучи головой к голове. Вроде, ничего особенного, но как Родченко говорил, просто надо взглянуть на предмет в непривычном ракурсе.


«Здесь только вороньё…», эпитет «пылкая сирень», как верно!


«Небеса набухшей парусиною…», прекрасно «пёрышко гусиное», ключевая деталь. Про душу даже и лишнее. Всё – в пёрышке, и всё уже понятно.


«Ты уже не боишься своей наготы…», выстроено отношение к телу как к родному пейзажу, где всё мило, потому что любимо.


«Сначала полем…», мне кажется, это стихотворение более весомо, чем последнее.

Назад