Галина Щербова 2023-12-30 16:31:13
О стихах Виктора Кирюшина из книги "НАШИМ", стихотворения; Москва, 2023.
Стихи на военную тему трудно оценивать. А писать по требованию времени, необычайно сложно, и я удивлена, как Вы достойно с этой задачей справились.
Тон военных стихов спокойный, не пафосный, в чём их огромное преимущество на фоне лавины лозунгов. По мере чтения становится понятно, что военные стихи являются естественным продолжением стихов довоенных, расположенных за ними, – та же уравновешенность, несуетливость, вдумчивая созерцательность.
Примечателен авторский приём закольцовывания темы повторением первой фразы или какой-либо из начальных. Я насчитала с полтора десятка таких стихотворений. В сочетании с преобладающей темой природы, с реками и грибами, песенность представляется закономерной, традиционно русской.
«Под Луганском», прополка-осколки, рифма неожиданная, а здесь единственно возможная, и через неё военное время говорит само за себя.
«Пристрелянная лесополоса…», в первых двух частях всё ёмко сказано, и третья часть как бы уже дублирует вторую.
«Боец», две последние строки – это честно.
«Разговор», детские рисунки как иконы. Можно даже не «Разговор», а «Иконы».
«Позывные», тема позывных неисчерпаемая, может иметь продолжения.
«Эсэмэска», а я слышала, что в боевых действиях телефонные сигналы пеленгуют, и это опасно.
«Герань», Вы читали его на Словенском поле в 2022 году и, кажется, в этом, я ещё с тех пор запомнила, хорошее прозрачное стихотворение.
«Звёзд ледяных над городом кочевье…», замечательно, короткий и эмоционально сильный сюжет.
«Так это в памяти осталось…», тут платье в горошек создаёт всю декорацию. И последние строки очень хороши.
«Оттепель», строка «встречи на миг – остальное разлука».
«Сечёт по стёклам тёмная вода…», – а настроение получается светлое.
«В гостях», а, по-моему, лучше так и назвать «Вышитая скатерть».
«Осеннее окно» – лирическая песня.
«Всё это длилось только миг…», образно «летящее прикосновенье», всё целиком – лёгкая пространственная конструкция.
«Вслед за омутом – мели…», удивительно искажается масштаб: солнце за куст, не за лес, не за гору, а вот за этот куст, как заяц. Производит впечатление.
«Давно забытая отрада…», – всё целиком верно, а последние две строки прекрасные.
«Соловей», – содержание и форма.
«Всё в душе отзовётся…», неожиданно: тучи головой к голове. Вроде, ничего особенного, но как Родченко говорил, просто надо взглянуть на предмет в непривычном ракурсе.
«Здесь только вороньё…», эпитет «пылкая сирень», как верно!
«Небеса набухшей парусиною…», прекрасно «пёрышко гусиное», ключевая деталь. Про душу даже и лишнее. Всё – в пёрышке, и всё уже понятно.
«Ты уже не боишься своей наготы…», выстроено отношение к телу как к родному пейзажу, где всё мило, потому что любимо.
«Сначала полем…», мне кажется, это стихотворение более весомо, чем последнее.